МБОУ Кабачигуртская НОШ
Удмуртская Республика, Игринский район, деревня Кабачигурт
  • Будущим первоклассникам

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Волевая готовность ребенка к школе

    Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

    Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

    К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения, достижение цели определяется мотивацией.

    Исходя из этого, взрослый должен:

    • ставить перед ребенком такую цель, которую бы он принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
    • направлять, помогать в достижении цели;
    • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
    • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

    У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

    Ребенок должен уметь:

    • Понимать и принимать задачу, ее цель
    • Спланировать свою деятельность.
    • Подбирать средства для достижения цели.
    • Преодолевать трудности, достигая результат.
    • Оценивать результаты деятельности.
    • Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

    Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

    На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

    В самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. 

    Ребенок должен:               

    •  Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
    • Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.
    • Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

    Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, отмечать успехи (поощрять). С этой целью перед действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким вопросом взрослый может побуждать ребенка к планированию.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

    1. Я и моя семья

    — Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
    — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
    — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
    — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
    — Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

    2. Природа

    — Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
    — Назови известные тебе цвета.
    — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
    — Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

    3. Время и пространство

    — Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
    — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
    — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
    — Покажи, где находится «право», а где «лево».

    4. Профессии

    — Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

    5. Искусство и спорт

    — Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
    — Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

    6. Правила безопасности

    — В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

    7. Мотивация

    — Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

    Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

    Логика и мышление

    Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

    К первому классу хорошо бы уметь:

    • отвечать на вопросы на общее развитие;
    • находить различия на двух картинках;
    • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
    • находить закономерности;
    • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Отношение к школе.  Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
    Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
    Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
    Отношение к родным и близким. В семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
    Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.  Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

    Задание для взрослых.

    Описание задания для взрослых.

    1. Вопрос 1
    2. Вопрос 2
    3. Вопрос 3

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 8.00 - 14.00
    Вторник 8.00 - 14.00
    Среда 8.00 - 14.00
    Четверг 8.00 - 14.00
    Пятница 8.00 - 14.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике